Дальний Восток хотят оставить без судостроения
Почему ФАС приняла принципы госстимулирования развития прибрежных удаленных регионов Дальнего Востока за ограничение конкуренции
Реанимация судостроения на Дальнем Востоке опять оказалась под вопросом. Пациенту хотят отказать в лечении. Стоило появиться разработанному Минсельхозом проекту постановления, где говорится, что вылов крабов и строительство судов-краболовов необходимо производить по принципу «где ловим, там и строим», как тут же всплыли оппоненты.
На верфях Дальнего Востока, по расчётам Минсельхоза, планировалось построить в течение пяти лет 31 судно - в рамках обязательств по крабовым аукционам, которые будут разыграны для региона. При этом девять дальневосточных судостроительных заводов (СРЗ), в том числе Находкинский, Славянский, Ливадийский, Амурский и Хабаровский, официально подтвердили в Минпромторг, что готовы даже перевыполнить этот заказ и выпустить на четыре судна больше. По словам заместителя главы Минсельхоза, руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, в Минпромторге засомневались: а справятся ли верфи? Немало ли у них компетенций. Неверие в силы судостроителей у ведомства, которое призвано развивать и стимулировать эту отрасль, выглядит странно. Глава Росрыболовства подтвердил, что сейчас ряд верфей активно проявляет интерес к развитию новых мощностей с использованием тех, которые не работают на полную мощность. И отметил, что «им нужен действительно серьезный заказ». И он подвернулся. Стоит отметить, что еще до аукционов потенциальные участники вышли на переговоры с заводами для бронирования заказов по строительству краболовов. Кроме того, опасения министерства беспочвенны в том, что, например, «Амурский судостроительный завод», задействованный на строительстве подводных лодок и военных кораблей, не справится с краболовами. Они не самые сложные с технической точки зрения суда. И теперь, по словам Ильи Шестакова, Росрыболовство будет искать компромисс:
- Сейчас решаем, чтобы часть этих судов - 15 единиц - должна быть построена на дальневосточных верфях.
Мало, конечно, но даже у этого урезанного подхода нашлись противники. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против этого предложения, заподозрив в нем к принципы ограничения конкуренции. Этого и опасались дальневосточники.
- Антимонопольная служба считает, что у нас единое экономическое пространство. И сами компании должны выбирать, где им строить. По их мнению, такое ограничение приведёт к сокращению конкуренции, - сказал на пресс-конференции Илья Шестаков.
Отметим, что реакция ФАС удивительна. Ведь речь идет не об ограничении конкуренции, а о государственном стимулировании развития базовой отрасли в прибрежных регионах страны. Если квотная рента изымается у дальневосточников, то справедливо направлять инвестиции в тот регион, откуда что-то забрали. Тем более, что ограничения, направленные на развитие ДФО, уже есть и ранее не вызывали никаких возражений. Недавно правительство точно так же ограничило строительство заводов рыбопереработки только теми регионами, где рыбу вылавливают по так называемым «инвестиционным» квотам.
Разрешив допуск к аукциону через условие построить флот, государство, таким образом, направило средства бизнеса в отрасль - это и есть регулирование. К тому Дальний Восток обозначен президентом РФ, как приоритетный для развития. Поэтому действия правительства в плане обеспечения заказами верфей ДВ, это и есть последовательная политика по развитию, а не ограничение конкуренции! Тем более, что там достаточно предприятий судостроения, которые как раз и будут конкурировать между собой. Почему суда для дальневосточников должны возводиться на волжских судостроительных заводах? Дальневосточники же не строят нефтеналивные суда и зерновозы, которыми были загружены в последние годы верфи Волжского бассейна, что и позволило им сохранить свой производственный потенциал и компетенции, о возможной потере которых на Дальнем Востоке и говорит глава Росрыболовства Илья Шестаков. По оценкам экспертов, благодаря новым заказам на Дальний Восток могут прийти 60 млрд рублей. И федеральный центр в целом поступает по справедливости, обменивая ресурсы ДФО на судостроительный прорыв.