17 мая2018
Наука

Роскосмос собирается возить на МКС по шесть туристов в год

О том, как будут зарабатывать на пилотируемой космонавтике, рассказала Директор департамента развития коммерческих проектов Анна Кудрявцева

По прогнозам, клиентов, желающих увидеть Землю с орбиты, будет никак не меньше ста человекФото: ТАСС

Желающие слетать на экскурсию на Международную космическую станцию – в очередь становись! Только – легкий пустячок - сначала найдите у себя в кармане несколько десятков миллионов долларов.

С 2020 года Роскосмос планирует возобновить экскурсии пытливых миллионеров на орбиту. Об этом на заседании Общественного совета госкорпорации рассказала директор Департамента развития коммерческих проектов Анна Кудрявцева.

Логика такая – в 2019 году мы, скорее всего, перестанем возить американских, европейских, японских астронавтов. В следующем году хотя бы один из разрабатываемых под присмотром NASA пилотируемых кораблей должен, наконец, начать курсировать к МКС. И тогда кресла в наших «Союзах» освободятся для туристов.

Правда, я слушал презентацию и думал о том, что пока ни один из американских аппаратов не стартовал и далеко не факт, что в следующем году Starliner от Boeing или Dragon V2 от Space X удастся отправить на орбиту с экипажем. Пока тестовый полет Starliner перенесли в этом году с августа на ноябрь. И сколько еще будут облетывать в новый транспорт, мало кому ведомо.

В 2019 году мы, скорее всего, перестанем возить американских астронавтовФото: GLOBAL LOOK PRESS

Сто клиентов-экстремалов

По прикидкам Кудрявцевой, в год смогут отправляться на МКС шесть богатых любителей острых ощущений. То есть, если к станции будут летать также, как и сейчас по четыре пилотируемых «Союза» в год, выходит, что профессионалу-космонавту придется пару раз возить с собой двух новичков, прошедших в лучшем случае ускоренный курс общекосмической подготовки.

Всего же, по скромным оценкам Анны Вадимовны, клиентов, желающих увидеть Землю из иллюминатора российского служебного модуля, будет никак не меньше ста человек. Число красивое. Но у меня математика не сошлась – страны-создатели МКС договорились пока, что летает она до 2024 года и если четыре года мы будем возить по шесть туристов, выходит 24, а никак не сто. Разве что строить новые корабли и ракеты под туристов – причем сильно заранее. Цикл изготовления транспортной системы для полета на орбиту – почти два года.

Департамент развития коммерческих проектов ожидает заработать для Роскосмоса на непрофессионалах около 3 млрд долларов. Это по 30 миллионов с носа. Скидочка за объем? Напомню, что крайний турист, которому повезло побывать на МКС в 2009 году, основатель цирка Cirque du Soleil Ги Лалиберте платил больше – 35 миллионов.

Тут, на мой взгляд, возникают два вопроса - а где набрать столько более-менее здоровых и романтичных миллионеров, готовых платить многие доллары за экспедицию? И как отнесутся партнеры по МКС к тому, что российский сегмент заполнит любопытная публика? Тем более, что сидеть (летать) только в российских модулях им вряд ли будет интересно и они захотят попутешествовать по сопредельной территории.

МКС сегодня «съедает» треть бюджета федеральной космической программыФото: REUTERS

Несите ваши денежки

МКС сегодня «съедает» треть бюджета федеральной космической программы. Около 28 миллиардов рублей в год. Отдача от того, что на станции сменилось уже больше полусотни постоянных экипажей, по мнению, финансистов сомнительная.

Хотя Россия единственная страна, которая реально зарабатывает на МКС. С 2012 года, когда в США вынуждены были закрыть программу многоразовых шаттлов – мы возим астронавтов других стран на своих «Союзах» и одно кресло стоит для профессионалов стоит около 70 миллионов долларов. Прибыль - почти 50 процентов. Почему цена настолько дороже, чем для туристов? В нее входит еще подготовка в Звездном городке, другие обязательные для экипажа основной экспедиции процедуры.

Но нужно думать, как отбить деньги и после завершения очень выгодного контракта.

Как рассказала Кудрявцева, туристы – не единственная коммерческая перспектива. Есть еще идея продавать снимки, сделанные с МКС – проводить с помощью космонавтов дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ). Да, есть специальные спутники для ДЗЗ. Но космонавт может сделать специальный, прицельный снимок под определенным углом, на который автомат не настроить.

Есть еще идея продавать снимки, сделанные с МКС. Фото: Олег Артемьев\Роскосмос

Напечатают сосуды

Еще одна идея - проводить на МКС коммерческие эксперименты. Один – очень любопытный - должен начаться в ближайшее время. На станцию должен быть доставлен специальный 3D принтер. На земле в условиях гравитации такие принтеры печатают объекты послойно. А в невесомости можно использовать другой метод, получая практически идеальные ткани.

Другой коммерческий проект «Икарус» запустят вместе с немецким институтом орнитологии, который входит в общество Макса Планка. Идея – попробовать из космоса понаблюдать за перемещением птиц и попытаться разгадать каким образом они выстраивают маршрут перелета. Отслеживая при этом температуру тела и другие параметры объекта.

Третий вариант – запускать с МКС малый спутники. Иногда космонавты это делают во время выхода в открытый космос. Но при нынешней ситуации поставить на поток такую работу не получится – дешевле гроздья автоматов запускать ракетой.

Плохо, конечно, что поздно задумались о том, как хотя бы часть денег, которые тратятся на МКС, отбить. Хорошо, что задумались хотя бы сейчас. По крайней мере таким образом есть шанс расшевелить нашу громоздкую и медлительную систему подготовки и проведения экспериментов на орбитальной станции.

Справка «КП»

Российский сегмент МКС

4 модуля Масса 87 тонн Объем помещений 299 кубометров

Статус – сборка и летные испытания

В течение 2019-2020 годов к МКС должны быть запущены еще 3 российских модуля.

Американский сегмент МКС

11 модулей Масса 347 тонн Объем помещений 774 кубометра

Статус – национальная лаборатория, сборка завершена в 2009 году

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Пилотируемые полеты окупить нельзя

Сергей Крикалев, Герой Советского Союза и Герой России, исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам:

- С бухгалтерским подходом: столько вложили - столько нужно заработать, чтобы получить прибыль – к пилотируемой космонавтике не подходить не стоит. Вот полет Гагарина – какую экономическую отдачу он принес? А от того, что люди слушали «бип-бип» первого спутника? Да никакую! Зато поднял престиж страны, ее инженеров, ученых, как теперь бы сказали, «повысил капитализацию» СССР. Или вот - продажи нашей стали увеличились. Можно ли доказать, что это «сделал» спутник?

К МКС нужно, конечно, в первую очередь подходить как к международному проекты, который приближает нас к полетам на другие планеты. Это грандиозный эксперимент. И, понятно, с точки зрения бухгалтера, он откупиться не может.

Другое дело, что коммерческие проекты на нем выполнять можно. У нас уже было восемь туристических полетов на МКС. Предприятия и до создания в Роскосмосе Департамента развития коммерческих проектов умудрялись зарабатывать там, где это возможно. Если есть новые направления для коммерциализации – тогда есть смысл открывать оператора и что-то новое пытаться делать.

И еще нужно учесть, что у нас с правовой точки зрения несколько иная ситуация. NASA взяла МКС у Boeing в эксплуатацию готовую станцию, создало коммерческого оператора и теперь говорит заказчикам – вот есть такие-то ресурсы на станции, мы предлагаем вам их использовать. И деньги заплатить.

Наш сегмент до сих пор на стадии летных испытаний, за него отвечает РКК «Энергия».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Космическая программа России: Начинается новая гонка за Луну

Начальник летно-испытательного отдела ракетно-космической корпорации «Энергия» Марк Серов рассказал "Комсомольской правде", как готовится лунная экспедиция и о ближайших планах по освоению космоса (подробности)

Роскосмос набирает космонавтов для полетов на Луну

Сегодня, 14 марта, Роскосмос объявил о новом наборе в отряд космонавтов. Именно те ребята и девчата (хочется надеяться, что и дамы захотят слетать к звездам), кто пройдет жесткий отбор, станут «первыми пилотами нового российского космического корабля «Федерация»… и полетят к Луне» (так написано в тексте официального сообщения, ура!) (подробности)

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru