Хорошего дня!
8

Дальний Восток — из депрессии в инвестиции

В Москве в рамках подготовки к IV Восточному экономическому форуму состоялся круглый стол «Рост инвестиций на Дальнем Востоке в 2017 году — 17,1%. Как получилось и что дальше»

Участники круглого стола обсудили дальнейшие перспективы инвестирования в Дальний Восток.Фото: Дмитрий ТИХОМИРОВ

По итогам 2017 года Дальний Восток стал абсолютным лидером среди федеральных округов России по темпам роста инвестиций (17,1% за год), а вложения резидентов «Территорий опережающего развития» (сокращенно «ТОР”) и «Свободного порта Владивосток» превысили 90 млрд рублей.

- Эти цифры сильно превзошли все наши ожидания. При этом средний рост по всем регионам страны - всего 4,4%, почти в четыре раза ниже, по сравнению с Дальним Востоком, - сообщил председатель Общественного совета при Министерстве России по развитию Дальнего Востока Сергей Габестро .

В 2010 - 11 годах - в преддверии Саммита АТЭС - был схожий объем инвестиций в Дальний Восток, но тогда они были почти все государственные, бюджетные, в отличие от инвестиций современных, исключительно частных.

- Четыре года назад никто из нас даже не мог спрогнозировать, что такое количество инвесторов буквально ринется на Дальний Восток, никто под такими цифрами, которые мы сейчас обсуждаем, даже не подписался бы, - уверяет заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков.

Сейчас уже точно заявлено более 1280 проектов, общей стоимостью 3,8 трлн рублей, которые в итоге дадут 122 тысячи новых рабочих мест. Для этого «экономического чуда», как чиновники уже начали называть Дальний Восток, было принято, начиная с 2013 года, 30 специальных федеральных законов и более 160 Правительственных актов, вводивших серьезные преференции частному капиталу.

Тайга, реки, сопки, океан... - разнообразие ландшафтов Дальнего Востока поражает, но что хорошо для географа и натуралиста, то для бизнеса — сплошные затраты и превышение смет. Именно поэтому без таких явных преференций до 2013 года инвесторы особо не стремились на Дальний Восток страны. Но сейчас именно для ключевых инвесторов государство за свой счет взялось построить более 170 объектов инфраструктуры: из них 36 уже построено, 48 - в стадии строительства, более 90 — проектируется, включая 350 км новых автодорог, несколько десятков километров ЛЭП. Впрочем, как отмечает большинство инвесторов, и этого недостаточно.

Еще один из важных инвестиционных успехов Министерства по развитию Дальнего Востока – проект «Свободный порт Владивосток», в котором 642 резидента уже начали реализовывать свои инвестпроекты более чем на 370 млрд рублей.

- Что важно, проекты совсем не бумажные, почти все в стадии строительства, или, как минимум, проектирования. Собственно эти 17,1% роста и обеспечили резиденты ТОР и Свободного Порта, в которые уже вложено инвесторами 123 млрд рублей, - отметил замминистра.

Из 33 самых крупных проектов, в каждом из которых инвестиции превышают 10 млрд рублей, прежде всего, стоит отметить газоперерабатывающий завод, судостроительный комплекс «Звезда», животноводческий комплекс, мостовые переходы с Китаем, добыча угля в Южной Якутии... Власти Приморья ожидают, что до конца 2018 года будет построено 200 новых предприятий, инвестиции в которые превысят 250 млрд рублей.

Например, «Ванинотрансуголь» реализует крупнейший инвестиционный проект по строительству морского угольного терминала, рассчитанного на отгрузку 24 млн тонн угля. Инвестиции в проект, по словам его гендиректора Юрия Тямушкина, уже составили 33 млрд рублей.

- Нулевой налог на прибыль, налог на имущество, отсутствие налога на землю в первые пять лет в «Свободном порту Владивосток», - эти преференции очень хорошо влияют на окупаемость проектов, и если бы не они, мы вряд ли реализовали бы проект. Конечно, главные проблемы региона - труднодоступность многих районов и отсутствие железнодорожной инфраструктуры. У нас ближайшая ж/д станция в 12 км. От предприятия, необходимо тянуть ветку, строить четыре моста, еще потребуется 11 км линий ЛЭП, и подстанция на 12 мегаватт, - уверяет Тямушкин.

Представитель Kolmar Sales and Logistics Анна Цивилева отметила, что сейчас очень благоприятный момент для инвестиций в угольную отрасльФото: Дмитрий ТИХОМИРОВ

С ним согласна и председатель совета директоров компании Kolmar Sales and Logistics Анна Цивилева:

- Если бы власти не шли нам на встречу, и так активно не помогали в плане организации ТОР, то такие крупные проекты как наш вряд ли бы вообще были реализованы. Мы уже инвестировали 23 млрд рублей в горно-обогатительный комбинат, и в течение ближайших нескольких лет планируем вложить еще 80 млрд рублей.

Kolmar Sales and Logistics является якорным резидентом ТОР в южной Якутии. 26 апреля компания запустила фабрику по производству 6 млн тонн коксующегося угля, которую «с нуля» удалось построить всего за 10,5 месяцев. По словам председателя совета директоров, сроки строительства оказались почти рекордными, особенно для такого непростого региона, где столбик термометра часто опускается ниже 50 градусов, в результате чего отказывает техника. Но не люди.

- Именно сейчас очень благоприятный момент для инвестиций в нашу отрасль, так как помимо преференций ТОР в мире идет рост цен на коксующийся уголь, от которого многие страны сильно зависят. В той же Австралии закрываются шахты, запасы угля истощены, а перед нами очень хорошие перспективы. И после постройки морского порта, с 2020 года мы сможем загружать крупнотоннажные суда и поставлять уголь на большой рынок Индии, - отметила Анна Цивилева.

В портфеле Агентства ДВ по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), по словам его гендиректора Леонида Петухова, уже более тысячи проектов на сумму свыше 1 трлн рублей.

- Наиболее интересные проекты у нас по сельскому хозяйству, на которые уже есть инвесторы из Вьетнама, Китая, Австралии. Иностранные инвесторы готовы потратить в нашем регионе более 5 млрд долларов на сельское хозяйство! Пока к нам стремится бизнес из 18 стран, но мы хотим, что б число стран выросло до 30, - отметил руководитель АПИ.

Правда, по словам предпринимателей, властям есть над чем работать. И преференций для такого непростого региона могло бы быть больше.

- Мы не собираемся останавливаться на достигнутом! Конкурентная среда все время меняется, и ко времени проведения четвертого Восточного экономического форума (ВЭФ) мы готовим новые решения и предложения для бизнеса, - сказал Александр Крутиков.

По его словам, Минвостокразвития планирует снять еще больше ограничений для нефтегазовой отрасли, машиностроения и рыболовства. А также создать Дорожные карты сроком на 10 лет с предложениями для резидентов «Свободного порта Владивосток» и оказывать помощь с субсидированием кредитов. В итоге, по расчетам чиновников, они смогут привлечь еще 3,5 млрд рублей инвестиций в регион.

Подпишись на наши новости в Google News!

Читайте также