Хорошего дня!
57

Марина Боровская: «Надо учиться жить в цифровом мире»

Южный федеральный университет работает над созданием искусственного интеллекта

Ректор Южного федерального университета Марина Боровская

С 15 по 16 февраля в Сочи прошел Российский инвестиционный форум, на который съехались участники почти со всех регионов. Юг страны представил десятки своих разработок, в которых так или иначе принимали участие ученые Южного федерального университета. О сотрудничестве науки и бизнеса рассказала в интервью «Комсомолке» ректор ЮФУ Марина Боровская .

- Марина Александровна, как вы оцениваете потенциал Южного федерального университета в качестве одной из точек роста нашего региона?

- В соответствии с нашей миссией, которая прописана в Законе «Об образовании», задача федеральных университетов - способствовать социально-экономическому развитию макрорегионов. Сейчас в Южном федеральном округе появилось два таких университета: Южный федеральный, который был создан 11 лет назад, и Крымский, созданный совсем недавно.

Предшественник ЮФУ - РГУ - вел активную работу по развитию научного потенциала Северного Кавказа. В Ростове был создан Северо-Кавказский центр высшей школы, его руководитель - ученый с мировым именем Юрий Андреевич Жданов - создал научную площадку для взаимодействия ученых, старался поддерживать академическое сотрудничество. Эти традиции закрепили за Южным федеральным университетом особое положение, и мы стараемся не потерять связи с коллегами. Северо-Кавказский федеральный университет тоже является нашим базовым партнером, так что сотрудничество строится на Юге России между тремя федеральными университетами. Создан консорциум вузов Юга России, где у нас 29 партнеров. Это вузы, которые сегодня объединили тематические планы научных исследований и работают совместно.

Ректор Южного федерального университета Марина Боровская на радио Комсомольская правда

За эти годы нам удалось построить сетевые программы взаимодействия. Не только наши ученые могут сотрудничать и обмениваться опытом, но и студенты, закончившие бакалавриат, могут приехать в другой вуз на магистерскую подготовку, а потом поступить в аспирантуру и докторантуру. В результате научная мысль не застаивается в стенах университета, а постоянно движется. В этом и была основная идея по созданию сети федеральных университетов, которую Владимир Путин озвучил еще в 2006 году. Была поставлена задача построить мощные научно-исследовательские сети и создать инфраструктуру в регионах. Мы понимаем ответственность, которая на нас возложена, и хотим, чтобы эта работа охватывала не только вузы-партнеры, но и бизнес-сообщество.

- Каковы перспективы для развития взаимодействия науки и бизнеса?

- Государство сейчас четко выстраивает линию «образование - наука - технологии». Если мы научим молодежь трансформировать идеи в проекты и малый бизнес, то у нас все получится. Мы сегодня стараемся активно внедрять интеллектуальные технологии, и достаточно успешно. Чтобы создаваемый инновационный продукт имел хорошие перспективы внедрения, конечно, нам нужны индустриальные партнеры и взаимодействие с руководством регионов. Университет выступает площадкой, где соединяются усилия ученых, бизнеса и власти.

Сегодня мы стали активно привлекать бизнес-партнеров из всех секторов экономики, чтобы появлялись живые реальные проекты, которые будут востребованы. Каждая курсовая работа должна стать своего рода стартапом. Для их реализации университету нужны партнеры, готовые поддерживать малый бизнес. Пять лет назад у нас появилось 70 базовых компаний, которые первыми поняли, что можно не искать на рынке нужного специалиста, а сформировать свой заказ заранее. Поначалу это были индустриальные компании инженерного профиля, но постепенно стали появляться партнеры из гуманитарного блока, социальной сферы, органов власти.

Интеллектуальный парковочный комплекс. (Проекты реализуются в интересах рынка AutoNet (НТИ))

Южный федеральный университет, подбирая себе партнеров, выстраивает интеллектуальные решения во всех сферах жизни. Появляются автоматические парковки, системы видеонаблюдения, новые средства коммуникации, техническое оснащение различных профессий. Диджитализация прочно входит в наш обиход. Именно поэтому мы пришли к созданию инновационных проектов, многие решения были представлены на инвестиционном форуме в Сочи. Например, единая информационная система «Умный город», которая способна экономить уличное освещение, регулировать светофоры в зависимости от пиковой нагрузки, контролировать системы жизнеобеспечения и паркинги. Наши ученые принимали участие в этой разработке, и сейчас мы пытаемся протестировать ее в Ставрополе и малых городах Ростовской области, чтобы в дальнейшем внедрять в Ростове.

- В университете сейчас создается центр Национальной технологической инициативы по сквозной технологии «Искусственный интеллект». Можно ли сказать, что у нас в Ростове будет свое «Сколково»?

- Еще в 2013 году, уточняя Стратегию развития Южного федерального университета, мы сосредоточили свои усилия на работе в области искусственного интеллекта. Работы по созданию центра должны завершиться к 2021 году. Мы рассматриваем искусственный интеллект как систему принятия и поддержки управленческих решений во всех сферах жизни в условиях цифровой экономики, когда сокращается скорость обработки информации и облегчается работа с большими базами данных, что позволяет получать необходимую аналитику и использовать ее для развития социальной сферы и экономики.

Пять лет назад идея создания электронного правительства, высказанная президентом, вызывала непонимание и отторжение. Сейчас те самые интеллектуальные системы, которые позволяют по принципу «единого окна» получить все необходимые услуги, уже работают. Сегодня мы привыкаем к новому формату жизни, к электронным расчетам, к сайту «Госуслуги». В результате меняется качество жизни, высвобождается время, которое позволяет человеку применить свой потенциал для решения других задачи. А за счет этого происходит прорыв в обществе, появляется много гуманитарных проектов, например, волонтерство.

Аппаратно-программный комплекс «Умный дорожный знак». (Проекты реализуются в интересах рынка AutoNet (НТИ))

- Насколько успевает меняться высшее образование вслед за потребностями цифровой экономики?

- Сегодня образование несет очень важную миссию. При переходе к новым технологиям мы, конечно, нуждаемся в особом подходе к подготовке специалистов и организации учебной деятельности. Задача системы образования - учесть эти потребности в программах подготовки. Мы уже не можем не обращать внимания на тот цифровой мир, который вокруг нас формируется с огромной скоростью. Получатель образования должен быть заинтересован в своей учебе, и таких ребят у нас достаточно много. Они понимают, чего хотят, и способны быть организаторами бизнеса. Но лидер сам по себе существовать не может, если вокруг нет достойной команды для работы над проектом. Любой процесс должен быть грамотно организован и обеспечен, на подготовку таких специалистов мы тоже делаем особый акцент.

Вместе с тем мы понимаем, что информационный мир имеет как плюсы, так и минусы. Мы должны осознавать риски, которые он несет, и научиться с этим жить. Это тоже меняет подход к образованию. Помимо того, что мы обучаем использовать интеллектуальные системы, нам необходимо дать студентам навыки верификации базы данных, то есть научить отбирать и использовать достоверную информацию, чтобы принимать правильные решения. В эпоху фейковых новостей это очень актуально. Кроме того, с учетом перехода на цифровую экономику важной становится тема утечки информации. Мы должны привыкнуть к тому, что наши данные становятся открытыми, и это требует от нас исследования феномена искусственного интеллекта. Как только мы научим студентов хорошо разбираться в информации, мы впишемся в новые для нас задачи цифрового мира.

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео

Ректор Южного федерального университета Марина Боровская на Радио "Комсомольская правда"

Подпишись на наши новости в Google News!

Читайте также