Звезда фильма «Гоголь» Александр Петров: «Я понял, что ветер подул в мою сторону — и сейчас загорюсь»
Самый востребованный молодой русский актер — о помешательстве, сбежавшей козе и пожаре на съемках
Проект «Гоголь» (совместное творчество компании "Среда" и ТВ-3) в двух словах можно описать так: это то, что было и то, что должно было произойти, чего не было и быть не могло, что могло бы быть, да не случилось никак, и что не должно было произойти ни при каких обстоятельствах.
В главной роли — Александр Петров, звезда проектов «Метод», «Фарца», «Полицейский с Рублевки», «Притяжение» и еще десятка других. Его напарник — в образе сыщика Якова Гуро — по жизни начальник, худрук театра им. Ермоловой Олег Меньшиков. Первый отправляется вместе со вторым на инфернальную Диканьку, чтобы помочь в расследовании жутких преступлений. Так и закручивается «Гоголь.Начало», который будет состоять из четырех частей, а потом превратится в сериал. Фильм уже вышел на большой экран. И «КП» не смогла пропустить столь дерзкий проект, потому поговорила на этот счет с Александром Петровым.
— Я долго думал и моделировал в голове — а как это было тогда? — вспоминает актер. — Где-то в Петербурге бродил Гоголь, встречался с друзьями, что-то обсуждал, выпивал. Но интереснее другое: каким уровнем хулиганства и внутренней свободы надо было обладать, чтобы написать такие произведения? И через сто лет человека, ожившего нос, будут вспоминать как новатора в литературе.
- В фильме вы тоже хулиганите: Гоголю простреливают голову, а внутри — маленький Гоголёк сидит, машет ручкой.
- Это не хулиганство ради хулиганства. Мы пытались понять, что происходило с писателем, какой был его мир, что творилось у него в голове.
- Попрощаться с рассудком ради этого образа временно пришлось?
— Во время работы над «Гоголем» я не сошел с ума. По крайней мере, в парике Гоголя до сих пор не хожу. И нос мой! Вот если бы пришел на интервью в парике Гоголя, возникли бы вопросы. Но это профессия. И по ту сторону разума я не заходил. В какой-то момент казалось, что нос стал длиннее — из-за геометрии лица во время грима. Плюс ракурсы, которые нашел легендарный оператор Сергей Трофимов («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол»), особенно подчеркивают некое визуальное сходство. Но дальше ремесла дело не зашло.
- Сложно было работать на равных с художественным руководителем театра, в котором вы служите, Олегом Меньшиковым?
- У Олега Евгеньевича есть уникальная интуиция. Когда мы начинали подготовку и съемки, никто не знал, что «Гоголь» выйдет в кино. Обсуждался только формат сериала. Наверно, только Меньшиков знал и никому не говорил (смеется), что проект вырастет в большое кино. Так что я был рад с ним работать. Никакого менторства.
- Съемки мистических фильмов, согласно актерским байкам, сопровождаются жуткими событиями на площадке. У вас подобное случалось?
— Мы работали в Псковской области. И в сериале снималась коза. Она отыграла роль и сбежала. А для хозяйки это не просто коза, а коза, которая ее кормит — прямой доход. Это большая потеря, хозяйка очень горевала. Коза уплыла через реку. И вся наша съемочная группа сбросилась деньгами на новую козу. Денег хватило бы не только на козу, но и на корову. Деньги отдали. И через три дня коза вернулась. Вот так хозяйка обогатилась. Никакой мистики больше не было. Думаю, вопрос в том, как к ней относиться — верить или нет.
- То есть ни одной жертвы не было?
- Для роли я отрастил усы. Но едва ли это можно назвать жертвой.
- А как же трюки? Судя по первой части, это творческий привет «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи и «Мертвецу» Джима Джармуша.
— У меня не было дублеров. И пару раз приходилось гореть. Во время сцены с огнем, когда я был привязан веревками, на меня подул ветер. И я понял, что начинаю гореть. Невозможно же предсказать порывы ветра. Хорошо, что я был связан некрепко. Понял, что ветер дует в мою сторону, и если сейчас не сбегу, то сгорю! Конечно, если бы мне было 20 лет, я сказал бы, чтобы меня связали по-настоящему и жестко. Для правдоподобности. Но, слава Богу, все обошлось.