11 нояб.2016
Звезды

Евгений Евтушенко - о «Таинственной страсти»: В фильме — сплошные танцульки. Где же весь наш рисковый размах?

Великий поэт прислал в «Комсомолку» новое стихотворение [аудио]

Но, прежде чем перейти к резким четверостишиям, выдал несколько не менее острых прозаических абзацевФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Минувшей ночью мне позвонил из США Евгений Евтушенко:

- Саша! Я написал гениальные стихи! О "Таинственной страсти", которая несколько дней "присутствовала"на Первом канале.

Разумеется, насчет "гениальных стихов" он говорил, как всегда, с легкой, а на этот раз - и eще и грустной иронией...

Но, прежде чем перейти к резким четверостишиям, выдал несколько не менее острых прозаических абзацев...

- После того, как по телевидению пошел этот сериал и в "Комсомольской правде" появились мои первые интервью-отклики, оценивающие картину плюсом, я получил письмо от моего старого друга Жени Сидорова, который написал одну из первых статей обо мне в «Московском комсомольце», когда сам он был молодым. Это большой критик, который стоял у колыбели шестидесятничества. И потом он написал несколько книжек обо мне.

А теперь он вроде как недоумевает по поводу моей реакции на "Таинственную страсть".

Дорогой Женя Сидоров! Я, отвечая моей родной «Комсомолке» по поводу этого фильма, совершил все-таки ошибку, среагировав на первые три серии фильма и не глядя другие. Но когда посмотрел все остальное, пришел в другое состояние.

Все положительные слова, сказанные в моем первом отзыве, остаются, я их не аннулирую, но добавляю это стихотворение. Стихами иногда высказаться легче. Ты, Женя, ведь один из тех, кто буквально стоял у люльки шестидесятничества. Хотим мы или не хотим, мы принадлежим истории. Поэтому манипуляция режиссера и сценариста нашими якобы репликами, при всех явных их проступающих антисимпатиях ко мне, легко превращается иногда в политическую клевету. Может быть, даже они сами этого не понимают.

И даже если они сами могут прикрываться туманным выражением «по мотивам» и всякими псевдонимами, называя меня Яном Тушинским и каждого по-своему, это не с совсем хорошим вкусом придумывал Аксенов когда-то. Может быть, он в последнем варианте, если бы выздоровел и поправился, отменил бы все эти псевдонимы. А по выступлениям поэтов со своими стихами в фильме замечу, что все псевдонимы были расшифрованы.

Конец фильма без всякого на то основания, написан по Иосифу Бродскому, осмелившемуся оскорбить не только меня, а всех шестидесятников в том, что они «бросали камни только в санкционированном направлении». И там кое-что, какая-то концепция режиссера и сценариста звучит как льстивое подыгрывание ему. И вдруг я еще увидел финальную сцену, где меня по фильму якобы благословлял сам Андропов на поездку в США.

Все было наоборот. У меня была единственная встреча с ним, когда меня пригласили американцы на поездку по Миссисипи на плоту по пути Джима, африканца американского, и Гека. В Союзе писателей мне сказали, что КГБ против, и дали телефон Андропова, просили ему позвонить. Они очень часто это делали по трусости просто собственной, боясь что-либо решать.

Андропов меня принял. Разговор длился около часа. Я помню, как он удивился: ой, какая интересная поездка, сколько можно об этом написать. Никаких комплиментов, кстати… Откуда они взяли, что он награждал меня какими-то комплиментами? Он моим стихам их не высказывал, как было в фильме. Когда я сказал, что Союз писателей ссылается на КГБ, он в ответ заметил, что все должен решать только сам Союз писателей, а "мы такими вопросами не занимаемся". Но поверить этому было нельзя. Достаточно было его помощнику позвонить - и через минуту меня бы пригласили заполнять анкету. В результате меня не выпустили.

- Теперь стихи, Евгений Александрович.

- Одну секунду, я хочу закончить. После смерти Андропова я получил выписку из архива ЦК КПСС. Она была практически с жалобой на меня. Вот маленькая выдержка, как он ко мне относился: «Поступившие в Комитет госбезопасности материалы свидетельствуют о политически безответственном поведении поэта Евтушенко, действия которого используются враждебной пропагандой в идеологической диверсии против СССР». Далее следует длинный список моих опасных стихов.

Не забудьте, что Юрий Владимирович сам писал сонеты. Было бы любопытно, конечно, включить в Антологию, которую я готовлю, хотя бы одно его стихотворение, человека с такой должностью, если бы по качеству они подходили. Но они не подошли просто. Так что это не было моей мстительностью какой-то. Но такой финал фильма – это был подарок всем, кто меня очень «любит».

Теперь я читаю само стихотворение. Зла я на Андропова не держу, у него были свои взгляды и на поэзию, и на историю, но все-таки ничего ему не стоило мне помочь. Хотя он мне в двух случаях потом помог, за что я ему благодарен. Это когда он по моему письму освободил Наталью Горбаневскую, которая выступала на Красной площади с протестом против Чехословакии, и разрешил маме Эрнста Неизвестного приехать к нему. Это по моим письмам было, и я ему за это остаюсь благодарен.

Евгений Евтушенко читает стихи о фильме "Таинственная страсть"

Теперь стихи.

Я боялся этого фильма.

Наша молодость не была

ни двуличной, ни простофильной.

Но всего изменить не могла.

Я сначала был сентиментален

и растроган игрою Чулпан,

Но у нас был враг общий – Сталин,

ну а вышло, что пьяный туман.

И по фильму всему расползались,

в нас трусливенькое находя,

к поколению нашему зависть,

страх невидимого вождя.

Я, оказывается, от Хрущева

Неизвестного не защищал.

И Андропов меня прощенно

политически просвещал.

Режиссера находки «бесценны»,

уж простите, что виноват.

Вознесенского я со сцены

так по-дьявольски спихивал в ад.

Сценарист, где же ваша совесть,

даже Белу, и ту очерня?

Ну зачем после смерти ссорить

вы хотите с любимой меня?

Не писал ни «Бабьего яра»,

ни «Наследников Сталина» я?

Мы – растратчики божьего дара,

мы – тусовщики, а не семья?

Все мечтают пережениться,

и тихайшенький старичок

Бродит, смирный такой, Солженицын,

словно комнатный хомячок.

Мы в цензуре - в жестокой люльке

вырастали, ее разломав.

Ну а в фильме сплошные танцульки.

Где же весь наш рисковый размах?

Где гражданская наша отвага?

В фильме все мы из мелких бузил

В пиджаке из кубинского флага

перед Кастро я так лебезил.

Но легенды о нас – это были,

и легенды всех сплетен сильней.

Так за что нас так люди любили,

если мы не любили людей?

Вот чего не хватает в этом фильме – любви, вдохновения нашего поколения. Самый главный "недостаток" - это то, что мы любили людей, любили свою страну, и по-настоящему, а не формально, как это делают бюрократы.

Я тебя нежно обнимаю. В такие моменты всегда чувствуется, кто настоящие друзья. Так что моя дружба с «Комсомолкой»… Мне рассказал, Харатьян описал, как Сунгоркин блестяще держался на Первом канале, когда обсуждали этот фильм.

- Он перед записью говорит: «Где весь Евтушенко?» Потому что в газете же пришлось сокращать. Я ему полностью распечатку дал. И он со всем этим помчался на ТВ.

- А ты не беспокойся, что тут есть какая-то обида на Эрнста. В первой моей публикации я сказал, что благодарен ему. Я уверен, что он за этим не стоял. Я надеюсь на это.

ИЗ ПОЧТЫ ПОЭТА

Евгений СИДОРОВ:

"... А поэзия и правда останутся"

Посмотрел, дорогой Женя, довольно-таки фальшивый сериал по роману Васи. Одно благо: молодой народ услышит и повторит-Аксенов, Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский. Но вся беда в том, что эта маловысокохудожественная лабуда сопровождается комментариями с претензией на документальность (с помощью хорошего артиста Кулагина, изображающего автора,и т.е. Ваксона-Аксенова). В итоге нам предлагают очередную легенду под видом фактов с дурно состряпанным сюжетом.

Cветлая память ушедшим прототипам, но ведь есть еще и живые! Зачем румянить одни лица и туманить неправдой или умолчанием другие? Когда травили Пастернака, я (как и немало других в литературной среде) знал, как отважно вел себя Евтушенко (и тогда и позже), а тут легкомысленный, то и дело сбивающийся с верного нравственного и гражданского пути персонаж,тпостоянно поправляемый верным другом всех друзей Гелой (а Белла и впрямь гениальный друг!) и мятежным, но неизменно мудрым другом хрущевского зятя Робертом Петровичем Р. Про Булата я уж не говорю,это пародия (как и Высоцкий с Бродским).

Я рад, повторяю, что ежевечерне звучали в телеэфире родные имена. И меня спрашивают разные люди, как я к этому отношусь? Ведь вы были тогда рядом, в журнале "Юность". Отвечаю уклончиво, мол это не документальное кино и прочее. Ужасная пошлость, Женя! Тем более, что рядом специально поставленный повтор твоего разговора с Соломоном Волковым. Видимо,чтобы проявить некоторую "обьективность" по отношению к тебе. Контраст разительный, но результат все равно в пользу сериала. Но все это временно, все минется, а поэзия и правда останутся.

Обнимаю тебя и Машу. Cтиховой ответ достойный.

Женя.

Таинственная страсть. Анонс

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Евтушенко хочет подать в суд на создателей фильма «Таинственная страсть»

- Фильм довольно симпатичный, хотя, честно я скажу - книга в общем мне не понравилась. Вася Аксенов очень хороший лирический писатель. Но это не самая лучшая его вещь. В ней слишком много гротеска, хохмачества и уж много слишком придуманного (подробности)

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru