Хорошего дня!
32

В космонавтке Елене Серовой разглядели мадонну Ренессанса

На фото, сделанном после возвращения на Землю, облик покорительницы космоса полностью соответствует канону, который использовали великие живописцы эпохи Возрождения

В космонавтке Елене Серовой разглядели мадонну Ренессанса

Этот снимок был сделан 12 марта, когда экипаж 42-й экспедиции МКС в составе Елены Серовой, Александра Самокутяева и Барри Уилмора благополучно приземлился в казахстанской степи. Участники поисковой группы помогли космическим странникам выбраться из капсулы и, укутав одеялами, на руках отнесли к вездеходу. Фотограф НАСА Билл Ингаллс поймал в прицел объектива Елену Серову и автоматически нажал на спуск. Так на свет божий появился кадр, в котором искусствоведы тут же признали шедевр, созданный по законам классической иконографии Рождества Христова.

В чем тут дело? Оказывается цифровая фотография, окончательно убившая живопись, породила не только селфи и луки, но и новый феномен - «случайный Ренессанс». Это когда на снимке, сделанном невзначай, вдруг находят удивительное сходство с выдающимися произведениями изобразительного искусства.

Елену Серову на этом снимке многое роднит с мадоннами Ренессанса. Взять хотя бы композицию. На картинах и фресках, изображающих Марию после рождения Иисуса, Богородицу обычно окружают мужчины - волхвы и пастухи. Они принесли дары и тянутся к матери Иисуса, чтобы разглядеть ее ребенка. На фотографии роль волхвов исполнили силовики, заботящиеся о Елене. Во-вторых, синий - цвет неба, традиционно считается цветом Богородицы. На иконах и светских картинах Марию часто изображают одетой в синюю тунику или покрывало. Кстати, не случайно именно синие купола с золотыми звездами венчают храмы, посвященные Богородице. В-третьих, на лике Марии можно наблюдать усталость (следствие родов) и печаль (она предвидит участь своего ребенка). На лице Серовой, четвертой в истории России женщины-космонавта, тоже читается усталость вполне объяснимая после полугода, проведенного на орбите в невесомости. И еще, наверное, беспокойство за 11-летнюю дочку Елену, которая все это время была на попечении родных.

Фрагмент знаменитой картины.

Однако сходство не исчерпывается внешними деталями. Мы знаем, что художники эпохи Возрождения начиная с Леонардо да Винчи активно использовали в своих работах пропорции золотого сечения. Его секрет открыл первый крупный математик средневековой Европы Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи. Проанализировав гармонию с помощью алгебры, он нашел формулу божественного совершенства и выразил ее в виде математического выражения, которое получило название «последовательность Фибоначчи» (см. «Кстати»). На картинах эту последовательность для удобства визуального восприятия отображают в виде спирали Фибоначчи. Облик Серовой гармонично вписывается в эти золотые пропорции.

Впрочем, Елена Серова в образе мадонны - не единственный пример «случайного Ренессанса». Другим выдающимся образцом такого явления была признана фотография, сделанная во время драки в Верховной раде Украины во время обсуждения бюджета на 2014 год. Правда, здесь ценители искусства нашли другую параллель - удивительное сходство с картиной Босха «Корабль дураков».

Драка украинских парламентариев по-своему гармонична!

КСТАТИ

Что такое спираль Фибоначчи?

Спираль графически выражает пропорции золотого сечения. Они определяются последовательностью Фибоначчи. Это ряд чисел, который обладает удивительными свойствами. Например в последовательности Фибоначчи каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (например, 1+1=2; 2+3=5, 3+5=8 и т. д.)

Последовательность Фибоначчи начинается так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144... Соотношение между этими числами приближено к числу фи - 1,618. В другом виде золотое сечение можно записать как деление какой-либо величины в отношении 62% и 38%.

Например, если так соотносятся между собой стороны прямо-угольника, он называется золотым. Такой прямоугольник представляет собой фасад храма Парфенон в Афинах.

ПРИМЕРЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

- Соотношение длины и ширины спирали молекулы ДНК соответствует формуле золотого сечения 1:1,618.

- Пауки всегда плетут паутину в виде спирали Фибоначчи.

- Кристаллы льда образуют снежинки согласно законам золотой пропорции.

- Число лучей у морской звезды отвечает ряду чисел Фибоначчи и равно 5, 8, 13, 21, 34, 55. Морские раковины растут по принципу спирали Фибоначчи.

- Носителем гармонии золотого сечения является человеческое тело.

- Идеальное лицо содержит пропорцию 1:1,618 в таких параметрах, как высота лица - ширина лица, расстояние от подбородка до бровей и от бровей до макушки и т. д.

- Пропорции пирамиды Хеопса укладываются в параметры золотого сечения.

- Спираль лежит в основе образования ураганов и галактик во Вселенной.

Подпишись на наши новости в Google News!