29 янв.2014
Звезды

Борис Клюев: «Лет двадцать я не читал ни одного сценария»

На канале СТС тринадцатый сезон идет семейная сага «Воронины»

Глава этого семейства - пожилой, но очень бойкий Николай Петрович так и сыплет с экрана смешными фразочками. «Эх, египетская сила!» - любимая его присказка. И дурацкая на первый взгляд. Но она влет ушла в народ. Актер Борис Клюев, который играет Николая Воронина, в жизни ему полная противоположность.

Борис Клюев - ведущий артист Малого театра, самого академичного из академических театров страны, профессор Щепкинского училища, руководитель кафедры актерского мастерства, щеголь и интеллектуал. Что не мешает ему перевоплощаться в человека из народа, да так, что за роль Воронина-старшего его наградили телевизионной премией ТЭФИ.

"С моей физиономией трудно было претендовать на роль героя".

- Было очень приятно, когда эту работу высоко оценила критика, - признался он. - Популярность у моего персонажа необыкновенная. Его цитируют даже в школах. Это и есть народная любовь. (Смеется.)

Спилберг пока не приглашает

- У вас богатая фильмография - более 150 ролей в кино. В этом списке немало сериалов - низкий жанр, как утверждают некоторые ваши коллеги. Вы же в отличие от них не пренебрегаете этой работой.

- Почему я должен пренебрегать работой?! Недавно вернулся из Питера, где снимался в «Улицах разбитых фонарей», играл генерала. Сейчас снимаюсь в «Сельском лекаре». Я же должен кормить себя. Зарабатываю тем, что играю в театре, в кино, в сериалах. Артистам сейчас предлагают такую работу, глупо от нее отказываться - другой нет. Если бы меня пригласил Спилберг, я, конечно, с удовольствием поехал бы к нему сниматься. Но не приглашает. Мы все надеемся на возрождение российского кино. Этого пока нет. А годы идут, ты становишься старше.

- То есть вы всеядный актер?

- В этом смысле - да. Артист должен работать, а не ждать, когда его позовет гениальный режиссер. Актер, как пианист, который каждый день играет гаммы, обязан быть в рабочей форме. Так что те, кто называет сериалы низким жанром, лукавят. Скорее всего, им не предлагают в них сниматься. Популярность, которую дает телевидение, - это тоже часть нашей профессии. Не будет тебя в телевизоре - никто о тебе не узнает, хоть ты трижды хороший артист.

В кино пришли дилетанты

- Но вам-то грех жаловаться. Сейчас вы снимаетесь намного чаще, чем в молодости.

- Это действительно так. В советское время нужны были герои социальные. Мне с моей физиономией трудно было претендовать на роль героя. Обо мне чаще вспоминали, когда снимали фильмы про немцев или эсеров. Первая большая роль в кино - министр Временного правительства. Ни работягу, ни колхозника я играть не мог. А вот, например, Саша Михайлов в те годы был очень популярный и востребованный артист - воплощение соцгероя. Сейчас ему работать сложнее. Ролей для его типажа стало намного меньше.

В сериале «Воронины» герой Бориса Клюева - глава семейства Николай Петрович, домашний тиран с добрым сердцем.

- Изменились и сами артисты. Если актер попал в ящик, его оттуда уже не выгонишь. Прежде всего из-за этой пресловутой популярности, о которой вы говорили. Но, увы, среди медийных актеров не все хорошие.

- К сожалению. Часто в кино приходят люди без профессионального образования.

Сегодня время дилетантов: священники играют в сериалах, сценаристы называют себя актерами. Есть телеканалы, забитые репризами, которые делают ребята из КВН. Они тоже называют себя артистами. Почему, с какой стати? Актер - непростая профессия, ей нужно учиться. Смешно бывает, когда на съемки приходит молоденькая девочка - она еще ничего не сделала в профессии, но уже считает себя звездой. Но стоит ей выйти на съемочную площадку, любой хороший артист обведет ее вокруг пальца. С точки зрения профессии она совершенно беспомощна. Ничего не умеет, очень мало знает. Понты и предъявляемые ею райдеры никакого отношения к творчеству не имеют.

- Зачем же таких девочек снимают в кино?

- Я был свидетелем, как один «уважаемый» человек принес чемодан денег режиссеру, чтобы тот снял его подругу. И режиссеру пришлось согласиться, потому что ему тоже хочется есть и нужно зарабатывать на жизнь. И так как эта жизнь дорожает, люди хватаются за любой заработок.

- И снимают не выдающиеся фильмы...

- Что касается качества фильмов... Иногда съемочный день длится двенадцать часов. В этих условиях трудно ожидать от режиссера и актеров качества. Хотя действительно за последнее десятилетие мы не вырастили ни одного режиссера, который бы олицетворял российское кино. В так называемом застойном Советском Союзе один, но по-настоящему талантливый режиссер раз в десять лет появлялся. Мы снимаем «фестивальные фильмы». Но эти работы почему-то не получают премий на фестивалях. В отличие от советских картин, которые на международных фестивалях премии брали. Уже лет двадцать я не читал ни одного сценария. Мне неинтересно. Для того чтобы сегодня сыграть роль, актеру достаточно выучить свою сцену.

Со своей женой Викторией Борис клюев вместе более 30 лет.

Гомосексуалиста сыграл с юмором

- Современных режиссеров вы, похоже, не жалуете. В одном из интервью довольно язвительно говорили о режиссере Юнгвальд-Хилькевиче, у которого много лет назад снялись в роли Рошфора в «Трех мушкетерах»...

- Меня возмутило то, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич направо и налево рассказывает сплетни об актерах. Зачем это делать? Самый известный его фильм - «Д'Артаньян и три мушкетера» - создан прежде всего талантом и энергетикой актеров, которые в нем снимались. Актеры вытянули эту довольно посредственную картину. Плюс замечательная музыка Максима Дунаевского, которая создала атмосферу. Без этих двух составляющих ничего бы у режиссера не вышло. А он вместо благодарности при каждом удобном случае полощет белье актеров и поливает их грязью. Рассказывает сплетни об Ире Алферовой, забывая, как она самоотверженно вела себя на съемках. У Ирины случился приступ аппендицита, ее увезли в больницу. Ира могла бы надолго задержаться на больничной койке, никто бы слова не сказал. Но через два дня после операции она вернулась на площадку, боялась подвести коллег. Ира очень порядочный и хороший человек. Ее любят зрители. Распускать о ней сплетни неприлично.

- Как вас угораздило сыграть гомосексуалиста в фильме «Гений»?

- Вы удивитесь, но за эту роль я получил приз зрительских симпатий. Когда проходил показ фильма в Доме кино, люди рыдали от смеха. Мой товарищ режиссер Витя Сергеев пригласил меня на съемки, не уточнив, какую роль для меня приберег. А я сразу и не сообразил, кого буду играть. Ну а когда понял, поздно было отказываться. И сыграл этого тайного гомосексуалиста Архипова с юмором. Ну раз уж выпало такое «счастье», пускай будет смешно.

Свои коварные планы красавица Миледи (актриса Маргарита Терехова) осуществляла руками графа Рошфора в исполнении Бориса Клюева.

Депутаты рыдали от смеха

- Недавно в Малом театре вышел спектакль «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков»). В этой постановке вы играете начальника департамента подоходного налога господина Фромантеля. Роль для театральной сцены, согласитесь, неожиданная. Где театр, а где подоходный налог? Возможно, история с Жераром Депардье, обиженным французскими налогами, подсказала выбор пьесы?

- Скорее всего, благодаря истории с Депардье эта пьеса стала понятнее зрителям. Написана она была давным-давно и уже шла на российских подмостках. Залог успеха здесь не в сюжете, а в том, что это комедия - самый благодарный жанр. Зрители воспринимают его на ура.

- В Малом театре вы сыграли в семидесяти спектаклях...

- За 45 лет работы накопилось!

- Сейчас зрители снова стали ходить в театр. И хотя билеты не дешевы, залы заполнены. Почему?

- Соскучились по хорошей литературе. Тексты Шекспира, Чехова, Островского не сравнить с той драматургией, которую сочиняют сегодня. К нам на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» приходили депутаты Госдумы. Они рыдали от смеха, не верили, что это Островский написал: мол, это мы за него присочинили - так свежо звучала эта пьеса! Время идет, но отношения между людьми не меняются. Любовь, предательство, карьера - вечные темы. Кроме того, в театре можно увидеть актера живьем. Особенно это заманчиво, когда на сцене - лицо знакомое.

Родных братьев нет, зато много двоюродных

- Вы долгое время были капитаном футбольной сборной Малого театра. Откуда вдруг такой интерес к спорту?

- В молодости занимался борьбой, баскетболом, легкой атлетикой, футболом. С актерами Театра им. Маяковского мы основали турнир по футболу, в котором играли не только артисты, но и команды правительства, таможни и банкиров. По результатам этих встреч, признаюсь без ложной скромности, у меня скопилось немало спортивных призов. Я бы и сейчас продолжил играть, но не хватает времени.

В новом спектакле «Школа налогоплательщиков» Борис Клюев играет со своей ученицей - полиной Долинской.

...О своей личной жизни Борис Клюев не рассказывает. Его единственный сын погиб в 24 года. Со своей нынешней женой Викторией он в браке более тридцати лет. И все-таки мы задали вопрос.

- У вашего персонажа Николая Воронина большая семья. А у вас? Вы как-то рассказывали, что после смерти отца, хотя вам и было на тот момент четыре года от роду, не разрешили своей маме еще раз выйти замуж...

- Это все детский эгоизм и ревность, мальчикам свойственные. В результате родных братьев и сестер у меня так и не появилось. Но зато много двоюродных. Оттого и семья большая. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Борис КЛЮЕВ родился в Москве 13 июля 1944 года в семье актера Владимира Клюева. Его отец умер в 36 лет от сердечного приступа, который случился у него на гастролях. Овдовевшая в 29 лет мама больше замуж не вышла. В юности будущий актер мечтал учиться в Щукинском училище, как отец, но поступил в училище им. Щепкина, надеясь там спрятаться от службы в армии. Однако все равно пришлось отдать долг Родине. Борис Клюев служил в рядах советских вооруженных сил три года. После окончания театрального училища в 1969 году был принят в Малый театр. В кино дебютировал в 1970 году в фильме «Крушение империи». На протяжении многих лет Борис Клюев преподает в Щепкинском училище мастерство актера. Руководит курсом, профессор. Президент футбольной команды Малого театра. Женат третьим браком на Виктории Клюевой. Снялся более чем в 100 фильмах, во многих сериалах. У Бориса Клюева более 70 ролей в театре. Народный артист России.

Много лет Борис Владимирович был капитаном футбольной команды Малого театра.

5 лучших фильмов Бориса Клюева:

● «Д'Артаньян и три мушкетера» (1978)

● «ТАСС уполномочен заявить...» (1984)

● «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. XX век начинается» (1986)

● «Михайло Ломоносов» (1986)

● «Гений» (1991)

ПРИГЛАШАЕМ:

На шоу Петлюры + дискотека!

«Девяностые» – это два дня, когда в ЦИМе и кафе О.Г.И. спорят о девяностых, поют о девяностых, – танцуют под музыку девяностых. Для одних это было время исторических перемен. Для других – пора безмятежного детства. Для тех и других фрик-шоу Петлюры – возможность снова перенестись в то время. Попробовать его на вкус. Оказаться в шкуре человека девяностых. Причем, буквально. Коллекционер и перформер, без которого невозможно представить культурный ландшафт девяностых, сохранил вещи и одежду того времени. Где: Театральный центр им. Вс.Мейерхольда Когда: 28 февраля в 21.00

«Девяностые» – это два дня, когда в ЦИМе и кафе О.Г.И. спорят о девяностых, поют о девяностых, – танцуют под музыку девяностых.

Для одних это было время исторических перемен. Для других – пора безмятежного детства. Для тех и других фрик-шоу Петлюры – возможность снова перенестись в то время. Попробовать его на вкус. Оказаться в шкуре человека девяностых. Причем, буквально. Коллекционер и перформер, без которого невозможно представить культурный ландшафт девяностых, сохранил вещи и одежду того времени.

Где: Театральный центр им. Вс.Мейерхольда

Когда: 28 февраля в 21.00

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru